Строительство новых городов

Подобная деятельность впервые была поднята на определенный уровень при строительстве двух городов в системе, тяготеющей к Вашингтону, – Рестона и Коламбии. Рестон, лежащий в 27 км к западу от Вашингтона, -распыленная (плотность 34 человека на га) «община досуга». Среди живописной местности создано романтизированное подобие маленького городка доиндустриального века, причем воспроизводились скорее внешние, легко опознаваемые признаки физической формы, чем какие-то принципы организации.

Семь районов – или «вилиджей» – на которые делится разрозненная структура Рестона, – создаются в связи с характерными элементами ландшафта: озером, лесистым холмом, полем для гольфа и т. п. Жилые дома сгруппированы в довольно плотные кусты, чтобы освободить большие открытые пространства.

 

Первый завершенный район Лейк-Энн (1968-1970; архитекторы Конклин и Россант) с живописной торговой площадью, охватывающей водоем, обладает идиллической привлекательностью, но вместе с тем и какой-то настораживаю¬щей неподлинностью. Кокетливо «готизированная» архитектура ориентирована на зрелищные эффекты; она кажется декорацией некоего спектакля виз венецианской жизни» и никак не отвечает реальной сложности бытия в городке, где очень мало мест приложения труда (основная часть жителей работает в Вашингтоне), где жилища дороги, а система обслуживания не позволяет обходиться без довольно частых поездок в столицу, не связанных с работой.

 

Как и в английских городах-спутниках, в Рестоне одни проблемы для населяющих его жителей оказались заменены другими (впрочем, возможность выбора и при этом остается привилегией людей достаточно обеспеченных). В Америке восприятие европейца на первых порах поглощает то, что несхоже с привычным. Приковывает внимание громадная амплитуда контрастов: в городской застройке – от одноэтажных пригородов до стоэтажных небоскребов деловых зон; в культурном климате – от примитивной вульгарности до утонченности; в уровне материального благосостояния – от кичливой роскоши нью-йоркской Пятой авеню до безнадежной нищеты Бауэри-стрит.

 

Поражает и безудержный индивидуализм архитекторов, игнорирующих в погоне за самоутверждением элементарную градостроительную этику. Поражает дерзкая смелость технических замыслов и стремление к крайностям в замыслах художественных.

 

Однако при более внимательном знакомстве начинаешь понимать, что пестрота явлений, определяемая, прежде всего положением в обществе, раско¬лотом социальными контрастами, усугубляется и множественностью культурных традиций, местных и этнических.

Leave a Reply

*